Баннер
Просмотры материалов : 587691
Воспитательный процесс
Статьи - Информационные ресурсы

 

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ

 

alt

В соответствии с требованиями руководящих документов воспитательная работа является составной частью общеобразовательного процесса и одними из основных видов деятельности всех должностных лиц училища.

Целью воспитания в СК СВУ является становление личности воспитанника, формирование его как гражданина и патриота своего Отечества, развитие у него интеллектуальных и творческих способностей.

Под сущностью системы воспитания суворовцев следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый целостный, непрерывный процесс формирования и развития личности обучающихся, побуждение их к самообразованию и самосовершенствованию.

Разработанная в СК СВУ система воспитания суворовцев включает в себя несколько этапов этой деятельности, начиная с набора и распределения суворовцев по ротам и заканчивая выпуском.

В целях более легкого понимания сути процесса воспитания представляется целесообразным условно разделить его на элементы:

- индивидуальная воспитательная работа;

- воспитательная работа с коллективом;

- изучение деятельности суворовцев и коллектива роты;

- анализ результатов и внесение корректив.

Данная система определяет содержание и основные направления воспитательной работы училища и ориентирована на формирование личности выпускника, обладающего достаточными социальными и образовательными знаниями и умениями, позволяющими ему жить в современном обществе и быть готовым к самостоятельному выбору профессиональной деятельности.

На каждом этапе воспитания суворовцев воспитатели творчески корректируют свое педагогическое воздействие в соответствии с особенностями этапа и индивидуальными возможностями суворовцев.

К особенностям воспитательной работы в училище относятся:

-органическое единство воспитания и обучения обучающихся;

-сочетание всестороннего развития личности обучающихся с формированием у них высоких волевых и морально-психологических качеств, обеспечивающих достижение поставленных целей;

-проведение воспитательной работы, как в учебное время, так и во внеурочные часы, а также на практических занятиях в полевых условиях;

-участие в воспитательной работе родительского актива и преподавательского состава, имеющего богатый практический опыт работы с обучающимися;

-влияние на воспитание обучающихся всех сторон образовательного процесса (организация, содержание, обеспечение, уровень подготовки преподавательского состава, состояние материальной базы);

-организация и проведение работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, пропаганде здорового образа жизни.

Задачи воспитательной работы реализуются через годовой и месячные планы воспитательной работы.

Приоритетные направления воспитательной работы училища:

1. Государственно-патриотическое и правовое воспитание.

Воспитание патриотизма и любви к Родине. Приобщение учащихся к традициям и истории Отечества, города, семьи, училища.

2. Культурно-нравственное развитие.

Формирование в учащихся основных нравственных правил и идеалов, понятие добра и зла, нормы общения и человеческих. Повышение общего уровня культуры воспитанников, реализация творческого потенциала через систему дополнительного образования и совместную деятельность с учреждениями культуры города.

3. Правовое воспитание.

Осмысление себя как гражданина общества: усвоение прав и обязанностей, формирование правил поведения, изучение правовой культуры.

4. Эстетическое развитие.

Создание культурологической среды училища, формирующей у воспитанников новое чувство меняющегося мира, опыт и способ постижения и обретения культуры, необходимой для созидательной жизни.

Деятельность реализуется в процессе развития самотворчества и самостоятельности, выявление творческих способностей, наклонностей обучающихся, вовлечение их в разнообразную творческую курган  деятельность, приобщение к национальным традициям и обычаям

5. Физическое развитие учащихся и формирование основ безопасности

Строится в процессе создания условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в их воспитании стремления к здоровому образу жизни. Привитие воспитанникам навыков здорового образа жизни, формирования осознанного добровольного отказа от вредных привычек. Формирование у воспитанников основ безопасного жизнеобеспечения.

6.Трудовое и экологическое воспитание

Осуществляется посредством формирования экологического поведения, обеспечивающего сохранения на Земле природы и человека, их взаимодействия, создаёт условия для трудовой деятельности.

7. Индивидуально-личностное развитие учащихся.

Изучение личности воспитанника, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, определение индивидуальных маршрутов в обучении и воспитании.

8. Воспитание толерантности.

Формирование этнической и социальной толерантности, коммуникативных компетентностей на межкультурном уровне, усвоение основ национальной культуры.

Такое понимание воспитательной работы, дает возможность всем организационным структурам учебно-воспитательного процесса училища согласованно интегрировать свои воспитательные и педагогические усилия по формированию личности суворовца.

Наша позиция здесь также основывается на интегрировании всех факторов и условий в целевом воспитательном воздействии в нашем училище и имеет четыре основных направления:

1. Воспитатели.

Воспитатели училища несут непосредственную ответственность за организацию и проведение воспитательной работы с суворовцами, показывают прямое воздействие на качественное формирование двух остальных: социальной среды обитания суворовцев и коллектива роты.

2. ПМК.

Каждый педагог должен ставить на занятиях не только учебные, но и воспитательные цели. Необходимо своевременно доводить до воспитателей обо всех отклонениях в поведении суворовцев, активно принимать участие в заседаниях ротных педагогических советов, широко использовать возможности внеклассной работы.

3. Социальная среда обитания суворовцев.

Это учебно-материальная база, казармы, столовая, т. е. все, что окружает суворовца. Наполнить социальную среду положительным воспитательным воздействием, т. е. создать такие условия, которые не оказывали бы негативного психологического воздействия на суворовцев. Социальная среда тогда комфортна, когда ее не замечаешь и принимаешь это как должное, когда бытовые условия жизни не раздражают, а помогают эффективности воспитательного воздействия.

4. Коллектив роты.

Сила суворовского коллектива в воспитательном воздействии на своего члена заключается в том, что с одной стороны, воспитанник, являясь его составной частью сам принимает непосредственное участие в его формировании, а с другой стороны, на определенном этапе коллектив становится самостоятельным субъектом, который через свои социально-психологические отношения, коллективное мнение, настроения, традиции оказывает реальное воспитательное воздействие на суворовца.

В реализуемой в нашем училище системе воспитательной работы главная ставка делается на индивидуальную воспитательную работу, т. к. только эта форма способна наиболее эффективно  воздействовать на суворовцев при всем разнообразии их характеров, уровней развития, способностей и потребностей.

Основная цель индивидуальной воспитательной работы заключается в воспитании суворовца как личности и формировании у него необходимых нравственных и психологических качеств.

                 alt                

 Формы организации воспитательной деятельности разнообразные:

- воспитание в процессе обучения;

- внеурочная деятельность;

- внутриклассная деятельность;

- межклассная деятельность;

- участие в работе творческих объединений;

- общеучилищная деятельность;

- работа с семьями и общественными организациями.

Эти формы реализуются в виде творческих дел, воспитательных мероприятий, прежде всего, это система училищных традиций.

Традиционные мероприятия, проводимые в СК СВУ:

- «Дни воинской славы России»;

- «День знаний»;

- «Международный день борьбы с терроризмом» (День памяти жертв теракта в г. Беслане);

- «День принятия клятвенного обещания (посвящение в суворовцы)»;

- «День рождения А.В. Суворова» (24 ноября);

- «День образования суворовских военных училищ» (19 декабря);

- «День открытых дверей»;

- «День защитников Отечества»;

- «День Победы»;

- Последний звонок;

- Выпускной суворовцев с вручением аттестатов и знаков.

Тематические акции:

- «Мир без наркотиков»;

- «Чистый город»;

- «Георгиевская лента»;

- «Учимся правильно говорить»;

- «Профилактика правонарушений среди подростков».

Конкурсы:

- Конкурс военно-патриотической песни;

- Конкурс творческих работ: «Я помню – я горжусь»;

- Конкурс инсценированной песни.

Воспитательная работа, тогда приносит весомые результаты, когда одухотворена деловитостью, преданностью интересам коллектива, личной моральной безупречностью воспитателя и педагога. Только в этом случае суворовцы поверят в искренность воспитателя и педагога помочь им стать лучше, избавиться от негативных черт характера и изъянов в поведении.